Песочная терапия

20 мая 2021

Песочная терапия
Статьи

«Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно». К.Г.Юнг.

Техника «песочной терапии», которая возникла в рамках  аналитического подхода и во многом базируется на работе с символическим содержанием нашего бессознательного.

Примерно в 1940-х годах в Швеции появился «тест мира», разработанный Шарлоттой Бюлер, или так называемый «Erica метод», который до сих пор используется в Швеции как диагностический инструмент в детской психиатрии. В свою очередь, Дорой М. Калфф (Швейцария) был разработан терапевтический метод — «сэндплэй» (игра с песком) вначале для работы с детьми, но в дальнейшем этот метод начал использоваться и в работе со взрослыми.

Основная цель песочной терапии – создать условия для самоизлечения клиента средствами творческого самовыражения.

В зависимости от типа занятий, цели терапии песком могут быть коррекционными, развивающими или образовательными.

Методика песочной терапии применяется в следующих случаях:

  • При трудностях в вербализации своих проблем;

  • Если слабо развиты такие качества личности, как самостоятельность, ответственность, инициативность;

  • Если в силу индивидуальных особенностей у человека слабо развита эмоционально-волевая сфера;

  • Если человек находится в состоянии личностного кризиса;

  • При реабилитации после сильного стресса.

Песочная терапия как метод психологической коррекции помогает человеку повысить самооценку, избавиться от личностных комплексов, принять внешние обстоятельства и себя таким, какой он есть.

Для многих эта методика является профилактикой депрессии.

Упражнения песочной терапии, в том числе, назначают людям, пережившим инсульт. Данная техника является одним из реабилитационных средств при лечении опорно-двигательного аппарата, неврологии и сердечно-сосудистых заболеваний.

Курсовая песочная терапия позволяет пожилым людям улучшить концентрацию внимания, память, сохранить интеллектуальные возможности.

Групповая форма песочной терапии позволяет реализовать свою потребность в общении.

Какие задачи решает песочная терапия?

В коррекционной работе психолога с взрослыми песочная терапия превращается в средство релаксации и творческого самовыражения.

На основе особенностей метода и его цели можно выделить следующие задачи:

  • диагностика психоэмоционального состояния пациента;

  • проведение анализа психотравмирующего события;

  • изучение негативных переживаний и трансформация их в положительные;

  • оптимизация ценностных установок личности;

  • снижение уровня тревожности;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • создание благоприятных условий для социализации личности;

  • нормализация детско-родительских отношений.

Противопоказания к проведению

Перед использованием песочной терапии необходимо обязательно проконсультироваться с врачом, так как у данной техники есть некоторые противопоказания:

  • психиатрические диагнозы, расстройства психики, эпилепсия;

  • очень высокий уровень личностной тревожности;

  • имеется склонность к возникновению кожных аллергических реакций.

В чем заключается суть метод песочной терапии?

Основная задача песочной терапии - помочь пациенту вывести информацию из бессознательной сферы в область сознания.

Человек получает свободу самовыражения. В его воображении возникают образы, которые он воссоздает с помощью песка.

Главным преимуществом этого метода является «создание свободного и защищённого пространства», в котором человек может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы.

Работа с песком и фигурками превращается в средство релаксации и творческое самовыражение.

Ощущения, которые возникают у взрослых людей при соприкосновении с песком, возвращают их в детство, открывают доступ к глубинному слою бессознательного через активацию сенсорных и сенсомоторных центров.

«Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым» (Дора Калфф, «Sandplay», 1980).

Создание на песке композиций прошлого, настоящего и будущего помогает человеку осознать свое место в жизни, определить направления саморазвития.

Особенности песочной терапии

  • Методика ориентирована не на результат, а на сам процесс;

  • Данный вид терапии успешно применяют для коррекции уровня тревожности и страхов у дошкольников;

  • Метод интересен как детям, так и взрослым, творческий процесс увлекает пациентов всех возрастов;

  • Метод помогает определить суть личностной проблемы;

  • Технология приводит в порядок мысли и чувства человека;

  • В процессе систематических занятий нормализуется эмоциональный фон человека;

  • Песочная терапия помогает прожить эмоции, которые долгое время подавлялись, — так человек избавляется от тревожности и комплексов;

  • Человек получает опыт свободного творчества;

  • В процессе занятий повышается стрессоустойчивость и работоспособность участников, растет их самооценка;

  • Технологии работы с песком создают условия для комплексного развития психических процессов участников;

  • Данный вид арт-терапии используют для коррекции девиантного поведения подростков;

  • Психокоррекцию средствами песочной терапии можно реализовать в домашних условиях.

Преимущества песочной терапии

От других форм арт-терапии этот процесс отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов.

Возможность разрушения песочной композиции, её реконструкция, а также многократное создание новых сюжетов, придаёт работе определённый вид ритуала. Создание последовательных песочных композиций отражает цикличность психической жизни, динамику психических изменений. Здесь не требуется каких-либо особых умений. Миниатюрные фигурки, природные материалы, возможность создания объёмных композиций придают образу дополнительные свойства, отражают разные уровни психических содержаний, помогают установить доступ к довербальным уровням психики.

При работе в психотерапии над расстройствами, происходящими из поры раннего детства, когда ребёнок ещё не мог разговаривать, зрительный образ является очень важным.

Как проводится песочная терапия?

В клинике психического здоровья «Премиум БМ» мы используем в работе метод классической песочницы, который стал применяться в психотерапии с конца 50-х годов пошлого века.

Очень часто этот метод оказывает большой диагностический и терапевтический эффект уже при первом использовании.

Для организации занятий психотерапии с использованием песка необходим деревянный ящик, параметры которого 50*70*8 см. Дно и борта ящика имеют голубой цвет, что символизирует небо и водоемы.

Песочницу условно можно разделить горизонтально на две зоны - женскую и мужскую или на три зоны - прошлое, настоящее и будущее.

Отдельно на стеллажах размещаются миниатюрные фигурки, необходимые для проведения терапии Это фигурки человечков, животных, сказочных существ, миниатюрные архитектурные объекты, предметы быта, транспортные средства, растения, камешки, сито, воронки, лопатки.

Пациент самостоятельно выбирает понравившиеся фигурки, их должно быть достаточное количество.

Человеку предлагается построить «свой мир» в песочнице, используя многочисленные фигурки.

В ходе манипуляций с песком, игры с фигурками, человек погружается в бессознательный процесс.

Как правило, им воспроизводится замаскированная важная на данный момент ситуация, проблема, внутренний конфликт, которые иной раз не осознаются.

Проблемы выходят в песочную среду преодолевая барьер сознания. По выстроенному «миру» видна как сама проблема, так и причины возникновения, возможные пути её решения.

После того как творение закончено, оно обсуждается вместе с психологом: «А что это означает?», «Что вы хотели бы изменить?». Когда человек находит объяснение своим переживаниям, он, во-первых, успокаивается, обретает чувство определённости и уверенности, во-вторых, подсознательно настраивается на изменения и быстрее находит пути разрешения проблем.

Смысл песочной терапии заключается в свободном творческом процессе, который вызывает искренние эмоции и глубинные переживания, что особенно важно при работе с людьми, пережившими психологическую травму. 

Различные варианты техники песочной терапии

Существует множество различных упражнений и техник песочной терапии.

Техника рисования на песке

Цель – диагностика и коррекция психоэмоционального состояния. Психолог предлагает человеку нарисовать что-нибудь на песке с помощью стилуса. Когда рисунок готов, психолог анализирует его, задает вопросы, заставляющие человека заглянуть внутрь себя. Это помогает личности научиться понимать собственные эмоции и чувства.

Упражнение «Песочный круг»

Психолог просит нарисовать на песке круг, а затем украсить его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинками и т.д. То же самое можно сделать с отпечатками своих ладоней, сочинив при этом историю о каждом пальце: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем станет в будущем».

Упражнение «Страшная» страна»

Человеку дается задание: «Постройте, пожалуйста, страну, где немного жутко или очень страшно». В процессе занятия идет работа со страхами – явными и скрытыми.

В данном упражнении в зависимости от ситуации возможно использование следующих стратегий:

1. Стратегия «Путешествующего странника» cтроится по принципу: что вижу, о том и пою.

Можно просто комментировать процесс построения своего мира. Ведущий, без оценок, без диалогов, с помощью игрушечного персонажа «путешествует» в той стране, которую создал человек. Очень важно в процессе не перейти из героев на личности. Даже если человек начинает обращаться к ведущему как к личности, то необходимо настоять на своем и обращаться к человеку опосредованно, через героя.

2. Стратегия «Любознательный путешественник».

Терапевт от лица фигурки узнает обстановку, задавая вопросы: «Кто главный в построенной вами стране?

Есть ли у него помощники? Кто здесь враг?».

3. Стратегия «Провокатор»

Используется, когда человек считает, что в его царстве все великолепно. В основе ее лежит ситуация: «Пока все спали, чудовище заняло королевский трон». Цель занятия – довести человека до желания «бороться».

4. Стратегия «Молчаливый наблюдатель»

Используется преимущественно в работе с взрослым человеком, когда у него развита речь и есть некоторый опыт работы с песком.

Песочная терапия как метод психологической коррекции помогает:

  • Избавится от комплексов и страхов

  • Снять внутреннее напряжение

  • Развить координацию движений, мелкую моторики, ориентацию в пространстве

  • Сформировать навыки позитивной коммуникации

  • Улучшить память, внимание и пространственное воображение

  • Повысить самооценку, уверенность в себе

  • Способствует саморазвитию, поиску внутренних ресурсов, активизации творческого потенциала.

Этот метод может применяться в сочетании с другими методами, такими как сказкотерапия, психодрама, телесно-ориентированная терапия.

Расположение фото:  Слева

Детальное описание: 

Техника «песочной терапии», которая возникла в рамках  аналитического подхода и во многом базируется на работе с символическим содержанием нашего бессознательного.

Примерно в 1940-х годах в Швеции появился «тест мира», разработанный Шарлоттой Бюлер, или так называемый «Erica метод», который до сих пор используется в Швеции как диагностический инструмент в детской психиатрии. В свою очередь, Дорой М. Калфф (Швейцария) был разработан терапевтический метод — «сэндплэй» (игра с песком) вначале для работы с детьми, но в дальнейшем этот метод начал использоваться и в работе со взрослыми.

Основная цель песочной терапии – создать условия для самоизлечения клиента средствами творческого самовыражения.

В зависимости от типа занятий, цели терапии песком могут быть коррекционными, развивающими или образовательными.

Методика песочной терапии применяется в следующих случаях:

  • При трудностях в вербализации своих проблем;

  • Если слабо развиты такие качества личности, как самостоятельность, ответственность, инициативность;

  • Если в силу индивидуальных особенностей у человека слабо развита эмоционально-волевая сфера;

  • Если человек находится в состоянии личностного кризиса;

  • При реабилитации после сильного стресса.

Песочная терапия как метод психологической коррекции помогает человеку повысить самооценку, избавиться от личностных комплексов, принять внешние обстоятельства и себя таким, какой он есть.

Для многих эта методика является профилактикой депрессии.

Упражнения песочной терапии, в том числе, назначают людям, пережившим инсульт. Данная техника является одним из реабилитационных средств при лечении опорно-двигательного аппарата, неврологии и сердечно-сосудистых заболеваний.

Курсовая песочная терапия позволяет пожилым людям улучшить концентрацию внимания, память, сохранить интеллектуальные возможности.

Групповая форма песочной терапии позволяет реализовать свою потребность в общении.

Какие задачи решает песочная терапия?

В коррекционной работе психолога с взрослыми песочная терапия превращается в средство релаксации и творческого самовыражения.

На основе особенностей метода и его цели можно выделить следующие задачи:

  • диагностика психоэмоционального состояния пациента;

  • проведение анализа психотравмирующего события;

  • изучение негативных переживаний и трансформация их в положительные;

  • оптимизация ценностных установок личности;

  • снижение уровня тревожности;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • создание благоприятных условий для социализации личности;

  • нормализация детско-родительских отношений.

Противопоказания к проведению

Перед использованием песочной терапии необходимо обязательно проконсультироваться с врачом, так как у данной техники есть некоторые противопоказания:

  • психиатрические диагнозы, расстройства психики, эпилепсия;

  • очень высокий уровень личностной тревожности;

  • имеется склонность к возникновению кожных аллергических реакций.

В чем заключается суть метод песочной терапии?

Основная задача песочной терапии - помочь пациенту вывести информацию из бессознательной сферы в область сознания.

Человек получает свободу самовыражения. В его воображении возникают образы, которые он воссоздает с помощью песка.

Главным преимуществом этого метода является «создание свободного и защищённого пространства», в котором человек может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы.

Работа с песком и фигурками превращается в средство релаксации и творческое самовыражение.

Ощущения, которые возникают у взрослых людей при соприкосновении с песком, возвращают их в детство, открывают доступ к глубинному слою бессознательного через активацию сенсорных и сенсомоторных центров.

«Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым» (Дора Калфф, «Sandplay», 1980).

Создание на песке композиций прошлого, настоящего и будущего помогает человеку осознать свое место в жизни, определить направления саморазвития.

Особенности песочной терапии

  • Методика ориентирована не на результат, а на сам процесс;

  • Данный вид терапии успешно применяют для коррекции уровня тревожности и страхов у дошкольников;

  • Метод интересен как детям, так и взрослым, творческий процесс увлекает пациентов всех возрастов;

  • Метод помогает определить суть личностной проблемы;

  • Технология приводит в порядок мысли и чувства человека;

  • В процессе систематических занятий нормализуется эмоциональный фон человека;

  • Песочная терапия помогает прожить эмоции, которые долгое время подавлялись, — так человек избавляется от тревожности и комплексов;

  • Человек получает опыт свободного творчества;

  • В процессе занятий повышается стрессоустойчивость и работоспособность участников, растет их самооценка;

  • Технологии работы с песком создают условия для комплексного развития психических процессов участников;

  • Данный вид арт-терапии используют для коррекции девиантного поведения подростков;

  • Психокоррекцию средствами песочной терапии можно реализовать в домашних условиях.

Преимущества песочной терапии

От других форм арт-терапии этот процесс отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов.

Возможность разрушения песочной композиции, её реконструкция, а также многократное создание новых сюжетов, придаёт работе определённый вид ритуала. Создание последовательных песочных композиций отражает цикличность психической жизни, динамику психических изменений. Здесь не требуется каких-либо особых умений. Миниатюрные фигурки, природные материалы, возможность создания объёмных композиций придают образу дополнительные свойства, отражают разные уровни психических содержаний, помогают установить доступ к довербальным уровням психики.

При работе в психотерапии над расстройствами, происходящими из поры раннего детства, когда ребёнок ещё не мог разговаривать, зрительный образ является очень важным.

Как проводится песочная терапия?

В клинике психического здоровья «Премиум БМ» мы используем в работе метод классической песочницы, который стал применяться в психотерапии с конца 50-х годов пошлого века.

Очень часто этот метод оказывает большой диагностический и терапевтический эффект уже при первом использовании.

Для организации занятий психотерапии с использованием песка необходим деревянный ящик, параметры которого 50*70*8 см. Дно и борта ящика имеют голубой цвет, что символизирует небо и водоемы.

Песочницу условно можно разделить горизонтально на две зоны - женскую и мужскую или на три зоны - прошлое, настоящее и будущее.

Отдельно на стеллажах размещаются миниатюрные фигурки, необходимые для проведения терапии Это фигурки человечков, животных, сказочных существ, миниатюрные архитектурные объекты, предметы быта, транспортные средства, растения, камешки, сито, воронки, лопатки.

Пациент самостоятельно выбирает понравившиеся фигурки, их должно быть достаточное количество.

Человеку предлагается построить «свой мир» в песочнице, используя многочисленные фигурки.

В ходе манипуляций с песком, игры с фигурками, человек погружается в бессознательный процесс.

Как правило, им воспроизводится замаскированная важная на данный момент ситуация, проблема, внутренний конфликт, которые иной раз не осознаются.

Проблемы выходят в песочную среду преодолевая барьер сознания. По выстроенному «миру» видна как сама проблема, так и причины возникновения, возможные пути её решения.

После того как творение закончено, оно обсуждается вместе с психологом: «А что это означает?», «Что вы хотели бы изменить?». Когда человек находит объяснение своим переживаниям, он, во-первых, успокаивается, обретает чувство определённости и уверенности, во-вторых, подсознательно настраивается на изменения и быстрее находит пути разрешения проблем.

Смысл песочной терапии заключается в свободном творческом процессе, который вызывает искренние эмоции и глубинные переживания, что особенно важно при работе с людьми, пережившими психологическую травму. 

Различные варианты техники песочной терапии

Существует множество различных упражнений и техник песочной терапии.

Техника рисования на песке

Цель – диагностика и коррекция психоэмоционального состояния. Психолог предлагает человеку нарисовать что-нибудь на песке с помощью стилуса. Когда рисунок готов, психолог анализирует его, задает вопросы, заставляющие человека заглянуть внутрь себя. Это помогает личности научиться понимать собственные эмоции и чувства.

Упражнение «Песочный круг»

Психолог просит нарисовать на песке круг, а затем украсить его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинками и т.д. То же самое можно сделать с отпечатками своих ладоней, сочинив при этом историю о каждом пальце: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем станет в будущем».

Упражнение «Страшная» страна»

Человеку дается задание: «Постройте, пожалуйста, страну, где немного жутко или очень страшно». В процессе занятия идет работа со страхами – явными и скрытыми.

В данном упражнении в зависимости от ситуации возможно использование следующих стратегий:

1. Стратегия «Путешествующего странника» cтроится по принципу: что вижу, о том и пою.

Можно просто комментировать процесс построения своего мира. Ведущий, без оценок, без диалогов, с помощью игрушечного персонажа «путешествует» в той стране, которую создал человек. Очень важно в процессе не перейти из героев на личности. Даже если человек начинает обращаться к ведущему как к личности, то необходимо настоять на своем и обращаться к человеку опосредованно, через героя.

2. Стратегия «Любознательный путешественник».

Терапевт от лица фигурки узнает обстановку, задавая вопросы: «Кто главный в построенной вами стране?

Есть ли у него помощники? Кто здесь враг?».

3. Стратегия «Провокатор»

Используется, когда человек считает, что в его царстве все великолепно. В основе ее лежит ситуация: «Пока все спали, чудовище заняло королевский трон». Цель занятия – довести человека до желания «бороться».

4. Стратегия «Молчаливый наблюдатель»

Используется преимущественно в работе с взрослым человеком, когда у него развита речь и есть некоторый опыт работы с песком.

Песочная терапия как метод психологической коррекции помогает:

  • Избавится от комплексов и страхов

  • Снять внутреннее напряжение

  • Развить координацию движений, мелкую моторики, ориентацию в пространстве

  • Сформировать навыки позитивной коммуникации

  • Улучшить память, внимание и пространственное воображение

  • Повысить самооценку, уверенность в себе

  • Способствует саморазвитию, поиску внутренних ресурсов, активизации творческого потенциала.

Этот метод может применяться в сочетании с другими методами, такими как сказкотерапия, психодрама, телесно-ориентированная терапия.

Детальная картинка: Array

Начало активности (дата): 20.05.2021 16:37:00