У химической зависимости, как у наркотической в целом, так и алкогольной в частности, есть 2 компонента – физиологический и психологический.
Физиологический актуален в течение года-полутора. Если зависимый не употребляет за это время НИКАКИХ психоактивных веществ, то эта составляющая заболевания постепенно перестаёт участвовать в появлении влечения к употреблению. Но здесь важно понимать, что нейроны центральной нервной системы, претерпевшие изменения в связи с употреблением психоактивных веществ, всего лишь переходят за эти год-полтора в так называемый спящий режим. И, даже если прошло 10-15 лет, при употреблении самого незначительного количества вещества (даже 50 г алкоголя будет достаточно) они сразу переходят в активную форму, и зависимому свой путь к ремиссии придётся начинать с самого начала.
Психологический компонент зависимости сохраняется ПОЖИЗНЕННО. Неважно, сколько зависимый не употреблял. В памяти всегда будет опыт проживания опьянения от вещества. И именно этот опыт в ситуациях перенапряжения, истощения, скуки, раздражения и любых других неприятных эмоциональных состояний, будет всплывать в памяти зависимого. И обретать в такие моменты запредельную ценность.
Я нередко сталкиваюсь с надеждами зависимого на медикаменты. Что бы с помощью препаратов перестать хотеть употреблять. Есть препараты, немного снижающие тягу к употреблению, но на этом и всё. Но что бы совсем убрать - на сегодняшний день таких препаратов не существует. Во всяком случае, я о таких не знаю. На мой взгляд просто потому, что такой препарат должен исключать появление у зависимого стрессовых состояний, состояний грусти, тоски и скуки, состояний истощения, беспомощности. Ведь (казалось бы, простая) скука является одним из опаснейших состояний для зависимого, в котором тяга к употреблению бывает просто непреодолимой. Но тогда придётся человека лишить способности проживать эмоции. Т.к. нельзя убрать неприятные эмоции, а положительные оставить. Во что превратиться его жизнь в таком случае.
А способность зависимого работать со своим эмоциональным состоянием, как самому, так и обратившись вовремя за помощью, является неотъемлемой частью трезвого образа жизни. Жизни, а это очень важно, приносящей человеку удовлетворение.
И это при условии, что зависимый сам решил отказаться от употребления.
Теперь давайте рассмотрим, какие знания, умения и навыки нужны зависимому, чтобы оставаться трезвым.
- Признать наличие зависимости.
- Принять ответственность за собственную трезвость, свою жизнь.
- Принять ответственность за употребление и за последствия.
- Необходимо уметь распознавать, что он чувствует в тех или иных ситуациях и как реагирует на них. Не зная и не понимая, что с ним происходит, у него не будет возможности эффективно с этим работать.
- Знать свои собственные триггеры (пусковые механизмы), а это не только эмоциональное состояние, но и определённые места, люди и ситуации, вызывающие желание употребить, и сформировать определённые навыки реагирования на эти триггеры и уметь их опять же своевременно (а это критически важно) применять.
- Знать собственные иллюзии, которые приводят к употреблению и уметь распознать их в какой-то момент.
- Знать признаки «тяги» (желание употребить психоактивное вещество) и сформировать навыки проживания тяги, а не подавления и усиления, что происходит нередко неосознанно.
- Сформировать собственные инструменты самопомощи и, что бывает намного сложнее, применять их при необходимости.
- Принять необходимость обращаться за помощью и делать это осознанно, для поддержания трезвости, а не ради поддержки аддиктивного поведения.
- Выявить, научиться распознавать и останавливать поведение, приводящее к употреблению.
- И, как следствие, сформировать новые способы реагирования на своё состояние или ситуацию.
Каждый из этих пунктов на самом деле требует большей детализации, но сейчас вернёмся к вопросу психотерапии в работе с зависимостью.
Какие же задачи решает психотерапия в этом процессе:
- формирование ясного понимания об отношении к себе и к людям;
- осознавание долженствований (обязательств) к себе и к окружающим;
- выявление дисфункциональных эмоциональных реакций и поведения в ответ на какие-либо чувства или ситуации;
- формирование новых, экологичных способов реагирования;
- ассимиляция полученных знаний и навыков.
А теперь рассмотрим более детально на примерах.
Признать наличие зависимости – нередко это означает полностью изменить представления о себе. И придётся признать необходимость отказа от вещества. Лишиться единственного средства справляться с проблемами. Признать собственную беспомощность в решении этой проблемы.
Для начала представьте, что у Вас болит голова – сильно, каждый день, постоянно. И есть только одна таблетка, которая помогает. Но от этой таблетки у Вас сильнейшие побочные действия. И вроде бы перестать её принимать, но тогда будет нестерпимо плохо. И мысль о том, чтобы отказаться этой таблетки, даже приносящей такие последствия, может вызывать очень много сильных и очень неприятных эмоций. У зависимого человека психоактивное вещество играет такую же роль. И просто хотя бы принять необходимость отказа от употребления бывает очень сложно. И, чтобы преодолеть страх и беспомощность, нужна серьёзная поддержка.
Далее - принятие ответственности за собственную жизнь может быть невыполнимой задачей для зависимого, у которого, например, не сформировано даже представление о том, как за неё отвечать самому. А если есть иллюзия, что он сам за себя отвечает, хотя эта роль полностью передана близким, то принятие становится просто невозможным. Не говоря уже о том, что сама мысль о себе «вот таком», может вызывать сильнейший страх, стыд и вину и, как следствие, сильнейшее сопротивление. И задачей психолога будет помочь человеку осознать это, поддержать его в это время, помочь найти точки опоры и способы изменения отношения к собственной ответственности за свою жизнь.
То же самое касается принятия ответственности за своё употребление. Нередко я слышу, что в этом виноваты близкое и дальнее окружение, ситуация, правительство и т.д. Представьте, как тяжело осознать в какой-то момент, что за всё, что происходило с тобой, виноват ты сам.
Распознавать свои чувства и реакции - предположим, что у человека искажённое представление о себе. Например, он считает, что недостоин быть счастливым. Так же он, на основании имеющегося жизненного опыта, сформировал представления о том, что все люди изначально небезопасны и хотят им воспользоваться и мир вокруг враждебен, даже если нет внешних признаков этого. В большинстве случаев это даже не осознаётся.
Вследствие чего у человека не будет возможности разобраться в собственных чувствах и реакциях. И только психотерапия поможет выявить настоящие, глубинные представления о себе, о людях, об окружающем мире. Научиться распознавать эти дисфункциональные глубинные убеждения и сформировать новые. Иначе он, в глубине души считая себя недостойным быть счастливым, неосознанно сам будет саботировать свою трезвость, даже зная, как этого можно избежать.
Знать собственные триггеры и применять инструменты работы с ними. Допустим, человек знает,что вот этот знакомый для него ассоциируется с употреблением, и с ним нельзя вступать в контакт. Но это значит, что нужно отказаться общаться с ним. Т.е. необходимо отвержение, на которое у зависимого просто может не быть ресурсов, т.к. для него отвержение – сильнейшая травма, о которой он, возможно, даже не знает. И удивляется каждый раз: «Да что ж такое! Знаю, что нельзя, но не могу и всё». А это означает, что есть неосознаваемые долженствования к себе и к людям, отклонение от которых вызывает сильнейший внутренний конфликт. И здесь задачей психотерапии будет выявление представлений о том, что человек должен сам и что должны окружающие, коррекция этих представлений и встраивание их в свою жизнь.
Такие же трудности могут поджидать зависимого при работе с иллюзиями и с тягой к употреблению.
Принять необходимость обращаться за помощью. Давайте предположим, что в семейной системе человека есть представление о том, что мужчина должен справляться сами. Если ты беспомощен, то ты не мужчина, недостоин быть главой семьи и т.п. И как такому человеку признать бессилие перед болезнью? Вот ему объяснили. Что так надо. Он видит и верит, что так надо. Но не может. Не может себе позволить, иначе представления о себе, как о мужчине, разрушатся. И даже если он будет это делать, то через сильнейший стыд перед теми, к кому обращается, и вину перед теми, от кого он принял подобные представления. И здесь потребуется помощь в принятии себя, изменении представлений о себе и усвоенных когда-то ранее правилах.
Отдельным пунктом хочется выделить участие семейного окружения в этом процессе. Это не означает, что родственники несут ответственность за то, что их близкий употребляет. Но нередко, желая помочь, мы только усугубляем положение. И, например, просто не хватает сил на то, что бы в чём-то отказать человеку, на чём-то наоборот настоять. Или наоборот, отказаться делать что-то. И родственникам тоже нередко требуется помощь.
Теперь уделим внимание индивидуальной и групповой терапии.
Преимущества индивидуальной работы
1. При индивидуальной работе человек может получить столько внимания, сколько потребуется. Чего не всегда возможно на групповых занятиях.
2. Есть возможность более углублённо разбирать те или иные трудности, возвращаясь к одной и той же теме сколько угодно раз.
3. Намного проще бывает начать говорить о каких-то стыдных для человека вопросах в конфиденциальной обстановке.
4. Преодолеть страх отвержения от одного человека тоже бывает намного проще, чем перед целой группой. Особенно это становится важным, когда устанавливаются доверительные отношения с терапевтом.
5. В работе с терапевтом человек так же учиться выстраивать отношения. И начинать это делать в конфиденциальной и безопасной среде намного проще. В дальнейшем это становиться небольшой, но очень важной ступенькой на пути предъявления своих чувств группе.
Преимущества групповой работы
1. В данном случае группа - это отдельный микро-социум, тренировочная площадка для знакомства с самими собой.
2. Получение поддержки в таком объёме, который не доступен при индивидуальной работе.
3. Возможность ознакомиться с тем, как тебя видят другие. Получать обратную связь в корректной форме.
4. Прекрасная возможность исследовать свои новые модели поведения.
5. Терапевтическая группа – это пространство, где приобретаются навыки эффективного взаимодействия с другими. И где, например, конфликт не означает разрыв отношений. И превращается в инструмент в работе над отношениями.
6. Так же терапевтическая группа предоставляет прекрасную возможность научиться предъявлять свои чувства, получать обратную связь от разных людей, с разным воспитанием, ценностями и взглядами.
7. В терапевтической группе, наблюдая за тем, как высказываются и ведут себя другие участники, появляется возможность распознать свои собственные способы реагирования и модели поведения, ранее не замечаемые. И не только распознать, но и принять их. И группа может оказать здесь очень большую поддержку.
8. И ещё один важный момент – в индивидуальной терапии терапевт, более или менее, но всё равно выступает, как фигура, иногда директивная и направляющая. В группе у участника отношения выстраиваются с такими же, как и он сам. И это совершенно другой опыт.
Т.е., как можно заметить, и у групповой и у индивидуальной терапии есть свои преимущества. И в идеальном варианте зависимому я бы порекомендовал посещать оба вида терапии. Но для начала полезно будет начать с индивидуальной, и только потом начинать работать в группе. Иногда сразу начать работать в группе может оказаться невыполнимой задачей. Нередко рядом с зависимостью «живут» и другие эмоциональные расстройства, нередко сами по себе требующие терапевтического вмешательства. Поэтому может быть просто необходимо первичное знакомство с собой, первый опыт предъявления свои чувств или мыслей, встреча с обратной связью от терапевта, формирование точек опоры, опыт получения и принятия поддержки. И уже потом человек переходит в терапевтическую группу. В заключение хочется сказать, что химическая зависимость – это болезнь. Болезнь, неизбежно вызывающая изменения в психике, а нередко ещё и являющаяся следствием психического расстройства. Поэтому психотерапия, на мой взгляд, должна быть неотъемлемой частью реабилитационного процесса.